Дневник

опытно-экспериментальной работы

Малаховой Марины Викторовны

Учителя географии, байкаловедения

начат: 2009 г.

Тема исследования:

Апробация УМК «Байкаловдение» в образовательных учреждениях Иркутской области

Цель эксперимента:

Апробация и корректировка экспериментальной учебной программы для учащихся 5-7 классов «Байкаловедение», доработка УМК, включающего в себя учебное пособие, программу и методическое пособие для учителей с целью развития Иркутского областного регионального компонента.

 Задачи эксперимента:

  1. определить уровень предлагаемого набора средств обучения  в имеющемся УМК, эффективность возможного использования в обучении каждого из имеющихся средств.
  2. подобрать оптимальные методы и средства и организационные формы обучения предмету.
  3. создать условия для создания у школьников знаний о ценности, уникальности и престижности сохранения озера Байкал.
  4. создать условия для определения и реализации культурного потенциала каждого ученика, воспитание таких качеств личности как экологическая грамотность, экологическая культура, патриотизм, гражданственность, толерантность, нравственность.
  5. способствовать развитию исследовательских, аналитических, познавательных способностей обучающихся.

Объект исследования:

Процесс обучения обучающихся (5-7 классов) в условиях использования программ учебного курса «Байкаловедение». Формирование системы экологических представлений, связанных с пониманием мировоззренческих и философских аспектов взаимодействия общества и природы

Предмет исследования:

Формирование у обучающихся положительной мотивации на решение природоохранных проблем байкальского региона и необходимости разумного отношения к окружающей природе.

Гипотеза эксперимента:

Целенаправленное изучение фактического материала УМК «Байкаловедение» с использованием оптимальных методов, средств и организационных форм обучения позволят сформировать у обучающихся систему экологических представлений, связанную с пониманием мировоззренческих и философских аспектов взаимодействия общества и природы, воспитает экологически культурного , грамотного жителя региона, а именно:

  • расширит знания об уникальности озера Байкал, ценностях и престижности сохранения природы Байкала и Прибайкалья;
  • будет способствовать формированию личности с экоцентрическим типом экологического сознания;
  • сформирует систему умений и навыков (технологий) компетенций. Ценностных ориентиров поведения и взаимодействия человека с окружающей природой (средой)

Задача учителя в ходе эксперимента :

определить достаточность предлагаемого набора средств обучения в предложенном варианте УМК, эффективность возможного использования в обучении каждого из имеющихся средств, подбор оптимальных методов, средств и организационных форм обучения.

  

I. Деятельность учителя и учащихся:

1. Классно-урочные занятия:

а) традиционные уроки,

б) школьные лекции,

в) семинары,

г) нетрадиционные уроки (урок-путешествие, урок-экскурсия, инсценированный урок, урок защиты проектов  и др.)

2. Участие в  олимпиаде школьников  по экологии, байкаловедению

II. Деятельность педагога:

1. Диагностические мероприятия:

а) тематические и контрольные срезы знаний учащихся;

б) анкетирование учащихся.

2. Мониторинговые исследования:

а) сформированности уровня знаний по предмету;

б) сформированности умений и навыков анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, развития навыков самообучения;

в) сформированности начальных навыков исследовательской деятельности

3. Разработка и экспертиза дидактических материалов.

4. Создание и экспертиза дидактических электронных материалов.

5. Экспертиза методических пособий для учителя, хрестоматии и книги для чтения для учащихся

Эксперимент проводился совместно с работой психологов. Основной целью психолого-педагогического сопровождения учащихся классов являлось создание условий для успешного обучения  и снижение школьной тревожности, развитие личности, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, развитие устойчивых познавательных интересов.

 

Выводы:

Внедрение программы «Байкаловедения» в школьный компонент даст возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, ее зависимости от хозяйственной деятельности. Программа направлена на формирование гражданской позиции, ориентированной на природосберегающее поведение и осознание уникальности родного края, на воспитание таких качеств личности как экологическая грамотность, экологическая культура, патриотизм, гражданственность, толерантность, нравственность. Знания, усвоенные в процессе обучения, помогут подготовиться учащимся к олимпиадам, определиться с темой исследовательских работ, а также послужат прочной базой экологического воспитания.

 

Видеофильмы о Байкале (имеются в наличии)

 1.«Виды Байкала» - 13 мин с музыкой.

2.«Колодей планеты»

3.«Байкальский музей»

4.«Нерпа» (с курсов)

5.«Пищевые цепи» (с курсов)

6.«Рассказ о Байкале – Легенды Великого озера» (40 мин)

7.«Глубины озера» (15 мин)

8.«Нерпа» (15 мин)

9.«Достопримечательности мира»

10. «Чудеса света»

11. «Интернет – ссылки»

12. «Животный мир Байкала»

13. «Растительный мир Байкала»

14. «Ветры Байкала»

15. «История заселения территории Байкала»

16. «Байкал – чудо природы»

Презентации по Байкалу.

  1. Лес Ольхона
  2. «Своя игра» - обобщающий урок
  3. «Озеро Байкал – чудо природы» (фотослайды: омуль, сазан, осетр, голомянка, линь, таймень, хариус, эпишура, нерпа, моллюски, гупки. Заповедники: Баргузинский, Байкало – Ленский, Забайкальский и Прибайкальский нац.парки, Флорихинский лес. Карта проблем Байкала)
  4. Гвоздева, Скрипакова
  5. Байкал в вопросах и ответах – 15 слайдов.
  6. Байкал в цифрах (3 страницы)
  7. Урок – «Жемчужина Сибири»
  8. Байкал – 19 слайдов (вопросы-ответы: примечательные места, происхождение, возраст, глубины, пресноводность, прозрачность, соли, погода, животные, растения)
  9. Байкал (карта, история, вода, погода, река Ангара) – 10 слайдов
  10. Ветры Байкала
  11. Викторина с ответами (3 страницы)
  12. Экосистема Байкала (геологическое строение, животные: остракоды, амфиподы, коловратки, эпишура, макрогектопус, омуль, голомянка, нерпа)
  13. Животный мир Байкала (нерпа, омуль, осетр)
  14. Игра в слова
  15. Интересные факты (текст – 2 страницы)
  16. «Кругобайкальская железная дорога» (текст 4 страницы)
  17. «Легенды Байкала» (текст с картинками 5 страниц)
  18. Озеро Байкал – 20 слайдов (в т.ч. вид с космоса)
  19. Паспорт озера (текст – 2 страницы)
  20. «Чудесный Байкал» - 18 слайдов
  21. Байкал – 10 слайдов (происхождение, климат, возраст, ГП, животный и растительный мир)
  22. Урок – конференция  «Байкал – жемчужина Сибири»
  23. Урок по теме «Байкал»
  24. Фотоколлаж.
  25. «Красота Байкала» – стих «Чем выше в гору, тем Байкал видней…»
  26. «Я на Байкале» - фотослайды

© anyamalakh

Сделать бесплатный сайт с uCoz