Дневник опытно-экспериментальной работы Малаховой Марины Викторовны Учителя географии, байкаловедения начат: 2009 г. Тема исследования: Апробация УМК «Байкаловдение» в образовательных учреждениях Иркутской области Цель эксперимента: Апробация и корректировка экспериментальной учебной программы для учащихся 5-7 классов «Байкаловедение», доработка УМК, включающего в себя учебное пособие, программу и методическое пособие для учителей с целью развития Иркутского областного регионального компонента. Задачи эксперимента:
Объект исследования: Процесс обучения обучающихся (5-7 классов) в условиях использования программ учебного курса «Байкаловедение». Формирование системы экологических представлений, связанных с пониманием мировоззренческих и философских аспектов взаимодействия общества и природы Предмет исследования: Формирование у обучающихся положительной мотивации на решение природоохранных проблем байкальского региона и необходимости разумного отношения к окружающей природе. Гипотеза эксперимента: Целенаправленное изучение фактического материала УМК «Байкаловедение» с использованием оптимальных методов, средств и организационных форм обучения позволят сформировать у обучающихся систему экологических представлений, связанную с пониманием мировоззренческих и философских аспектов взаимодействия общества и природы, воспитает экологически культурного , грамотного жителя региона, а именно:
Задача учителя в ходе эксперимента : определить достаточность предлагаемого набора средств обучения в предложенном варианте УМК, эффективность возможного использования в обучении каждого из имеющихся средств, подбор оптимальных методов, средств и организационных форм обучения.
I. Деятельность учителя и учащихся: 1. Классно-урочные занятия: а) традиционные уроки, б) школьные лекции, в) семинары, г) нетрадиционные уроки (урок-путешествие, урок-экскурсия, инсценированный урок, урок защиты проектов и др.) 2. Участие в олимпиаде школьников по экологии, байкаловедению II. Деятельность педагога: 1. Диагностические мероприятия: а) тематические и контрольные срезы знаний учащихся; б) анкетирование учащихся. 2. Мониторинговые исследования: а) сформированности уровня знаний по предмету; б) сформированности умений и навыков анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, развития навыков самообучения; в) сформированности начальных навыков исследовательской деятельности 3. Разработка и экспертиза дидактических материалов. 4. Создание и экспертиза дидактических электронных материалов. 5. Экспертиза методических пособий для учителя, хрестоматии и книги для чтения для учащихся Эксперимент проводился совместно с работой психологов. Основной целью психолого-педагогического сопровождения учащихся классов являлось создание условий для успешного обучения и снижение школьной тревожности, развитие личности, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, развитие устойчивых познавательных интересов. Выводы: Внедрение программы «Байкаловедения» в школьный компонент даст возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, ее зависимости от хозяйственной деятельности. Программа направлена на формирование гражданской позиции, ориентированной на природосберегающее поведение и осознание уникальности родного края, на воспитание таких качеств личности как экологическая грамотность, экологическая культура, патриотизм, гражданственность, толерантность, нравственность. Знания, усвоенные в процессе обучения, помогут подготовиться учащимся к олимпиадам, определиться с темой исследовательских работ, а также послужат прочной базой экологического воспитания.
|
Видеофильмы о Байкале (имеются в наличии)1.«Виды Байкала» - 13 мин с музыкой. 2.«Колодей планеты» 3.«Байкальский музей» 4.«Нерпа» (с курсов) 5.«Пищевые цепи» (с курсов) 6.«Рассказ о Байкале – Легенды Великого озера» (40 мин) 7.«Глубины озера» (15 мин) 8.«Нерпа» (15 мин) 9.«Достопримечательности мира» 10. «Чудеса света» 11. «Интернет – ссылки» 12. «Животный мир Байкала» 13. «Растительный мир Байкала» 14. «Ветры Байкала» 15. «История заселения территории Байкала» 16. «Байкал – чудо природы» Презентации по Байкалу.
|
© anyamalakh |