Педагогические компетенции

 

   Сегодня в нашем обществе налицо тенденции смены социокультурной парадигмы. Устойчивые изменения в тех сферах общественной жизни, которые ответственны за передачу накопленной культуры и развитие человека в непрерывном процессе смены поколений, ярко характеризует эту тенденцию.

     В последние годы одним из наиболее успешно развивающихся направлений теории и практики образования стала концепция непрерывного образования. Роль школы в этих условиях – готовить ребенка к приобретению знаний самостоятельно, формировать мышление, готовое воспринимать и создавать новое видение объектов человеческой деятельности, новое знание, обеспечить свободное, эффективное участие индивидуума в формировании собственной личности.

     Второе направление развития теории и практики образования сегодня – это идеи интегрированного развития компетентности, которая состоит в том, что не следует ограничиваться суммой знаний и умений, приобретенных в системе формального образования. Чтобы достичь подлинной эффективности, эти знания должны быть увязаны с более широким спектром знаний, приобретенных человеком вне системы формального образования. К областям развития компетентности отнесена учеба, работа, забота о здоровье, культура, политика, охрана окружающей среды, движение за мир и взаимопонимание. А в качестве средства формирования компетенции выступает общее образование, профессиональная подготовка, вечернее и заочное обучение, семейное воспитание, культурно-просветительская деятельность.

      Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий её реализации. Она тесно связывает  одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, настроенных на условия конкретной деятельности, нельзя свести компетенцию  ни к знаниям, ни к умениям. Таким образом, компетенция  является сферой отношений, существующих между знанием и действием  в человеческой практике.

     Главное место при обучении в школе должно занять содержание, направленное на формирование определенных черт личности, компетенций, которые требуется воспитать. 

     Быть компетентным в современных условиях – значит быть способным мобилизовать в конкретной  ситуации полученные знания и опыт.

     Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которым придается  особое значение во всем мире. Это  политические и социальные компетенции, компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, компетенции, связанные с возникновением общества информации; способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни.

      В образовательной программе гимназии ориентиром образованности обозначены именно эти компетенции:

  1. Политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.
  2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий).
  3. Компетенции, относящиеся к овладению устной и письменной коммуникацией;  владение более, чем одним языком.
  4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение информационными технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масмедийными средствами и рекламой.
  5. Способы учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной, так и социальной жизни.

     Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта Свердловской области, определил в качестве главного результата образования -  достижение социальной компетентности обучающегося (выпускника), основан на единстве обучения и воспитания, развитии личной инициативы, различных форм самодеятельности учащейся молодежи и её гражданской ответственности.

     (Социальная компетентность  – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря образованию и позволяют устанавливать связи между знаниями и жизненной (социальной) ситуацией, обнаруживать процедуры, подходящие для решения той или иной проблемы.)

 Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету его деятельности.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, социальные и экономические факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества и родного края.

 

 

Качество образования, составляющие качества образования

Предметно-информационная

Деятельностно-коммуникативная

Ценностно-ориентационная

Компетенции выпускника общей школы по ГОС (НРК) – ожидаемый результат

Знать основные источники получения информации об

Знать историю Сибири, особенности его социально-экономического развития

Иметь представление о нормах, обеспечивающих сохранение и укрепление своего социального здоровья

Знать специфику экологической ситуации в регионе и по месту жительства

Знать основные источники получения информации об экономическом, политическом, социокультурном развитии Иркутской области и конкретного муниципального образования

Знать основные источники информации, обеспечивающие активное самообразование, развитие подростка

Проявлять основные навыки самоорганизации в различных видах деятельности

Уметь сочетать личные интересы с потребностями конкретного муниципального образования, региона, страны

Владеть основными источниками информации об особенностях экологической ситуации в регионе и по месту жительства

Участвовать в экологических акциях двора, школе и микрорайона

Ответственно относиться к природе, занимать активную позицию в ее сохранении

Уметь использовать различные источники информации для получения сведений об экономическом, политическом, социокультурном развитии Иркутской области и конкретного муниципального образования

Владеть основными методами и способами отбора достоверной и необходимой информации о регионе

Уметь использовать различные способы подачи информации при взаимодействии с другими людьми

Отношение к себе:

Уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной и внеучебной деятельности на этапе активного становления индивидуальности

Ориентация на постоянное развитие и саморазвитие на основе понимания особенности современной жизни, ее требований к каждому человеку

Отношение к учебной деятельности:

Понимание личной ответственности за качество приобретаемых знаний и умений, определяющих отношение к себе, ближайшему окружению, Перспективам личного участия в развитии региона

Отношение к миру

Любовь к малой Родине, месту жительства, переживание ответственности за происходящие в социально-территориальном пространстве процессы

Готовность активно участвовать в улучшении экологической ситуации на территории проживания

Выпускник общей школы должен обладать следующими компетенциями:

Уметь реализовывать в повседневной жизни полученные в школе знания и навыки

Владеть навыками саморазвития и умело их использовать для повышения личной конкурентоспособности

 Знать собственные индивидуальные способности, определяющие возможность обоснованного выбора содержания будущего профессионального определения.

Владеть навыками самоорганизации, реализации собственных положительных качеств и преодолении установок, негативно влияющих на психофизическое и социальное здоровье подрастающего поколения.

Владеть основными знаниями и навыками, необходимыми для создания благополучной семьи

 

 

 

Истинный показатель цивилизации –
не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной.                                           
Р. Эмерсон

Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро.                                                           Д. Льюи

Самооценка нравственных качеств.

Назовите  качество и нравственные категории, которые вы считаете самыми важными в жизни, с помощью которых вы можете состояться, будучи взрослыми.

Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

Верность – качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

Гордость – это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.

Заносчивость – негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личных качеств.

Искренность – качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.

Милосердие – принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

Правдивость – это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

Скромность – это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

 

© anyamalakh

Сделать бесплатный сайт с uCoz