Педагогические компетенции
Сегодня в нашем обществе налицо тенденции смены социокультурной парадигмы. Устойчивые изменения в тех сферах общественной жизни, которые ответственны за передачу накопленной культуры и развитие человека в непрерывном процессе смены поколений, ярко характеризует эту тенденцию. В последние годы одним из наиболее успешно развивающихся направлений теории и практики образования стала концепция непрерывного образования. Роль школы в этих условиях – готовить ребенка к приобретению знаний самостоятельно, формировать мышление, готовое воспринимать и создавать новое видение объектов человеческой деятельности, новое знание, обеспечить свободное, эффективное участие индивидуума в формировании собственной личности. Второе направление развития теории и практики образования сегодня – это идеи интегрированного развития компетентности, которая состоит в том, что не следует ограничиваться суммой знаний и умений, приобретенных в системе формального образования. Чтобы достичь подлинной эффективности, эти знания должны быть увязаны с более широким спектром знаний, приобретенных человеком вне системы формального образования. К областям развития компетентности отнесена учеба, работа, забота о здоровье, культура, политика, охрана окружающей среды, движение за мир и взаимопонимание. А в качестве средства формирования компетенции выступает общее образование, профессиональная подготовка, вечернее и заочное обучение, семейное воспитание, культурно-просветительская деятельность. Быть компетентным означает мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Компетенция не может быть изолирована от конкретных условий её реализации. Она тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, настроенных на условия конкретной деятельности, нельзя свести компетенцию ни к знаниям, ни к умениям. Таким образом, компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Главное место при обучении в школе должно занять содержание, направленное на формирование определенных черт личности, компетенций, которые требуется воспитать. Быть компетентным в современных условиях – значит быть способным мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт. Совет Европы определил пять ключевых компетенций, которым придается особое значение во всем мире. Это политические и социальные компетенции, компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе, компетенции, связанные с возникновением общества информации; способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, личной и общественной жизни. В образовательной программе гимназии ориентиром образованности обозначены именно эти компетенции:
Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта Свердловской области, определил в качестве главного результата образования - достижение социальной компетентности обучающегося (выпускника), основан на единстве обучения и воспитания, развитии личной инициативы, различных форм самодеятельности учащейся молодежи и её гражданской ответственности. (Социальная компетентность – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, которые приобретены благодаря образованию и позволяют устанавливать связи между знаниями и жизненной (социальной) ситуацией, обнаруживать процедуры, подходящие для решения той или иной проблемы.) Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету его деятельности. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.Такой подход позволяет рассматривать природные, социальные и экономические факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знание основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умение правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества и родного края.
Качество образования, составляющие качества образования
|
Истинный показатель цивилизации – Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро. Д. Льюи Самооценка нравственных качеств. Назовите качество и нравственные категории, которые вы считаете самыми важными в жизни, с помощью которых вы можете состояться, будучи взрослыми. Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям. Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия. Верность – качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении. Гордость – это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности. Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей. Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте. Заносчивость – негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личных качеств. Искренность – качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми. Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо. Милосердие – принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела. Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью. Правдивость – это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности. Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок. Скромность – это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми. Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля. Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении. Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека. Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям. Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.
|
© anyamalakh |